«ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ – ДУХОВНЫЙ ВНУК СЕРГИЕВ»

«Призываю вас, чада, спешите делать добро»

Из духовного завещания прп. Пафнутия Боровского

 

21 января 2017г. состоялась паломническая поездка в Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь из цикла «Святые преподобные Земли Русской». Конечно, в первую очередь мы ехали, чтобы почтить память великого русского подвижника преподобного Пафнутия Боровского. Сначала мы посетили сам монастырь, созданный св. Пафнутием в далеком 15 веке, где приняли участие в молебне с чтением акафиста у раки преподобного, побывали на экскурсии по обители, помолились за себя и своих близких, призывая в помощь любимого всеми святого. Затем мы побывали на месте первого служения преподобного Пафнутия в бывшем Высоковском Покровском монастыре, где ныне располагается Подворье Свято-Пафнутьева Боровского монастыря с прекрасным деревянным храмом, чудом сохранившимся и восстановленным в первоначальном виде. Ниже приведено краткое житие преподобного Пафнутия Боровского, а также история подворья.

 

 

Тропарь, глас 4: Жития светлостию просветив твое отечество, / в молитвах и постех дарований Божественнаго духа исполнился еси,/ и, во временней сей жизни добре подвизався,/ милости благоутробия всем скорбящим отверзл еси,/ и нищим был еси заступник./ Тем молим тя, отче Пафнутие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

 

 

         Прп. Пафнутий Боровский родился около 1395 г. в селе Кудиново недалеко от города Боровска. Родители его Иоанн и Фотиния были люди благочестивые и богобоязненные, воспитавшие своего сына, названного в крещении Парфением, в страхе Божием и благоговении. Дед его был татарским баскаком, принявшим Православную христианскую веру с именем Мартина и оставшимся жить на Руси в пожалованном ему селе Кудиново. С детских лет Парфений возлюбил Господа, был тих и смиренен, любил уединение и молитву, чтение священного писания и жития святых угодников Божиих. Поэтому, когда ему было около двенадцати лет он оставляет мир со всеми его прелестями и соблазнами, и поступает в Высокий (от названия села Высокое, находящегося на высоком берегу реки Протвы) монастырь Покрова Божией Матери, расположенный недалеко от Боровска, и принимает от игумена Маркелла монашеский постриг с именем Пафнутий.

     Свыше двадцати лет подвизался прп. Пафнутий в Покровском монастыря, пройдя все послушания и благоугождая Богу своими трудами и молитвами. Учителем и наставником ему был прп. Никита Серпуховской, промыслом Божием приведенный из Серпухова, из Высоцкого Зачатьевского монастыря на покой в Боровский Покровский монастырь. Семь лет был молодой инок на послушании у опытного старца, который сам в свою очередь был учеником великого угодника Божия, прп. Сергия Радонежского. За недолгие годы труда и молитвы Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители. Освящение его и возведение в игуменский сан совершал преосвященный Фотий, митрополит Киевский и всея Руси.

   Управляя монастырем, прп. Пафнутий прилагал труды, быв во всем примером для братии, и в послушаниях, и в молитве. Около 1440 г. он тяжело заболел и принял Великую схиму, готовясь к своему отшествию из этого мира. Но Господу Богу было угодно другое. Пафнутий восстал от болезней и удалился из монастыря с одним из своих учеников в поисках нового места своего служения Богу. Он побывал и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Оптиной Пустыни, и в других местах и обителях, везде молясь Богу и прося Его показать место своего служения. И вот Господь по молитвам и ходатайству Своей Пречистой Матери указал преподобному место недалеко от его прежней обители, на другой стороне реки Протвы.

    В 1444 г., когда вокруг подвижника собралась братия и был построен храм в честь Рождества Богородицы, образовалась новая обитель прп. Пафнутия, которую он называл домом Пречистой Божией Матери. Свыше тридцати лет подвязался Пафнутий на святом месте сем, освящая его трудом и молитвой, собирая и воспитывая братию в страхе Божием и послушании. Высокий авторитет монастыря и его основателя сложился ещё при жизни Пафнутия.

     Получив от Бога извещение о своем скором отшествии из мира сего, преподобный провел оставшееся время в посте и молитве непрестанной, давая последние наставления братии и ученикам, оставив всякое мирское попечение и общение даже с сильными мира сего. Прп. Пафнутий тихо предал свою богоугодную душу в руки Божии 1 мая (ст. ст.) 1477 г. в семь часов вечера, за час до захода солнца, как свидетельствует описатель его жития, прожив 82 года, угодив Богу постническим своим житием и собрав братию 95 человек, сотворив по Милости Божией множество чудес. Даже и до сего дня прп. Пафнутий является предстателем и молитвенником за всех, с верою и любовию приходящих к нему.   Общецерковное прославление св. Пафнутия в лике преподобных состоялось на Стоглавом соборе в 1547 г. при митрополите Московском Макарии, память его совершается 1 (14) мая.

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ ПАФНУТИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ВЫСОКОМ

(Подворье Свято-Пафнутьева Боровского монастыря)

Недалеко от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря на окраине города Боровска находится старинный деревянный храм, история которого неразрывно связана с основателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря преподобным Пафнутием Боровским всея России чудотворцем.

На этом месте находился с, основанный в середине XIV в. В 1414 г. в этот монастырь пришел преподобный Пафнутий и был вручен под руководство преподобному Никите Серпуховскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Двадцать лет преподобный Пафнутий был иноком Покровского Высоковского монастыря и в 1434 г. он стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. преподобный покинул эту обитель и поселился на реке Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В начале XVII в. в Покровском монастыре стояли два храма: один белокаменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй — деревянный во имя Входа Господня в Иерусалим и деревянные кельи. В 1610 г. монастырские строения были сожжены и разорены литовскими людьми и поляками. В 1615 и в 1618 гг. жалованными грамотами царя Михаила Федоровича велено было Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Согласно «Дозорной книге» к 1621 г. были поставлены новая деревянная церковь Покрова Пречистой Богородицы и кельи.

При возведении храма в него были переданы иконы и утварь из Пафнутьева монастыря. Сохранились несколько древних икон из Покровского храма: икона Богоматери Петровской, написанная в 1690 г., и ряд икон из иконостаса храма. Эти иконы находятся сейчас в Калужском областном художественном музее.

Покровский монастырь после разорения был приписан к Пафнутьеву монастырю. Сюда же из Пафнутьева монастыря присылали жить монахов. В монастыре продолжал стоять деревянный храм Покрова Пречистой Богородицы. Паперть храма с трех сторон окружала галерея с тремя крыльцами. На ней находилась колокольня. Стояли в монастыре две кельи «о двух жильях верхних». Все монастырские строения в форме четырехугольника окружала ограда с большими красивыми воротами.

В связи с секуляризацией церковных земель в 1764 г. Высоко-Покровский монастырь получил статус приписного и был прикреплен к Свято-Пафнутьеву монастырю, а впоследствии к городской Крестовоздвиженской церкви, его территорию превратили в городское кладбище.

В 1868 году возле алтаря, где по местному преданию покоятся родители прп. Пафнутия, была построена часовня.

В годы Советской власти храм был закрыт и постепенно стал ветшать.

В 2000 году храм Покрова стал подворьем Свято-Пафнутьва Боровского монастыря.