ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ – ОБРАЗ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ»

Изображение

В субботу 19 ноября состоялась паломническая поездка от Казанского прихода «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ – ОБРАЗ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ» из цикла «Святыни Подмосковья». Это была долгожданная поездка в Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, реконструкция которого (длившаяся уже с 2008 г.) почти завершена. В поездке приняли участие 42 человека. Как всегда мы выехали в 6 утра, чтобы попасть на утреннее богослужение. По обычаю несколько человек причастились во время Божественной литургии. Затем прошла замечательная экскурсия по Воскресенскому собору, его приделам. Мы будто очутились в Святой Земле: поклонились Гробу Господню в Кувуклии, приложились к Камню Помазания, заглянули в темницу с каменными узами Спасителя, прошли по местам спасительных для человека страстей Иисуса Христа и Его Воскресения… Наверное, каждый из нас нашел что-то свое, глубоко личное, в этой замечательной «пространственной иконе Града Небесного». Например, при входе в монастырь поражает сама архитектурная композиция, которую можно «прочитать» как богословское толкование тела-души-духа. Вырастающий из земли Константино-Еленинский храм может олицетворять Тело, Воскресенский собор – Душу, а выступающий за ними словно парящий в воздухе Шатер как бы возносится к Небу как Дух, устремленный к Богу. В свободное время нам удалось побродить самим по собору, по территории монастыря. Многие даже заглянули за монастырские стены, где сейчас реставрируется скит, приводится в порядок источник с купальней, а также находится музей деревянного зодчества под открытым небом. Вот такая у нас вышла поездка. Надо будет сюда приехать летом, чтобы еще раз прикоснуться к святыням и насладиться благодатью Русской Палестины!

ИЗ ИСТОРИИ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА

 

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Великое дело, начатое Патриархом в 1656 г., еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 г., но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в 1679 г. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора в 1681 г. В 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона, и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.

После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах В январе 1685 г. собор был освящен патриархом Иоакимом.

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 г. шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 г., клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 гг. был возобновлен по ее воле и отделан

внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли. Императрица Екатерина II продолжила благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 гг.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника. Императорами Павлом и Николаем устроены придел во имя св. блг. Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича.

В XIX и в начале ХХ вв. монастырь был одним из самых популярных центров паломничества. Число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 г. монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

К XIX в. относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 г. содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII в. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 г. архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII вв. и 135 печатных книг XVI-XVII вв. В библиотеке хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 г. рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание. В 1920 г. Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.

В июле 1919 г. по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В 20-х гг. ХХ в. наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре 1941 г. Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х гг, в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

В 1994 г. Священный Синод РПЦ возобновил деятельность Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 2008 г. наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря является Феофилакт (Безукладников).

В июле 2008 г. Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II († 5.12.2008) и Президент России Д.А. Медведев. Они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета. Начатую тогда масштабную реконструкцию обители планируется закончить в декабре 2016 г.

Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные как с днями земной жизни Спасителя, в частности, место Его Крещения – река Иордан, и место Его Распятия – Голгофа, так и последующей церковной историей – место обретения святой царицей Еленой Древа Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил, начиная с 2011 г.:

- совершать освящение воды в реке Истра-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения;

- в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.