«ОБИТЕЛИ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА»

(паломническая поездка из цикла "Святые места Подмосковья")

          В субботу 21 мая состоялась паломническая поездка по обителям Домодедовского района Подмосковья. Прихожане нашего храма (35 чел., в т.ч. 1 чел. из соседней в/ч) посетили Свято-Екатерининский мужской монастырь, Серафимо-Знаменский женский скит и два святых источника близ него, а также Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. В каждой обители прошли интересные экскурсии, познакомившие паломников с богатой историей и сегодняшним днем монастырей. В конце поездки мы посетили подворье Ново-Девичьего монастыря в Шубино. Предлагаем вашему вниманию краткий экскурс в историю тех мест, в которых мы побывали.

СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

         Cвоим возникновением монастырь вмч. Екатерины обязан чуду, произошедшему с царем Алексеем Михайловичем  в 1658 г. Св. Екатерина осчастливила его чудесным своим явлением, предсказав благополучное рождение дочери, когда царь был на охоте в районе Ермолинских рощ. Государь положил на месте чудного видения основать монастырь, а свою дочь назвать в честь явившейся ему вмч. Екатерины. Поначалу деревянный, вскоре монастырь был отстроен в камне. С 1674г. обитель стала именоваться пустынь "Екатерининския Рощи". Мужской монастырь просуществовал здесь до 1920-х гг.,  к-гда в по благословению патриарха Тихона в пустыни разместились монахини Гродненского Красностокского монастыря, эвакуированные из Польши. Они кормили и лечили всю округу. После закрытия обители в 1931г. в ее помещениях разместилась сначала уголовная, а позднее секретная политическая тюрьма, прозванная в народе "дачей пыток". В Сухановке в строгой секретности (под номерами) содержались в основном лица, занимавшие прежде крупные госпосты: видные партийные деятели, высокопоставленные военные, дипломаты, иностранцы, а также члены семей «врагов народа». Екатерининский собор стал местом расстрела заключенных. С 1958г. в обители размещалась областная тюремная больница.  С 1992г. началась поэтапная передача монастыря РПЦ. В 1994г. в обители принял схиму старец Антоний (схииеродиакон, +1994, в миру Александр Дмитриевич Семенов, потерял зрение в результате пыток), любивший Свято-Екатерининский монастырь. Остался труд его жизни — целая библиотека богослужебной литературы для слепых, набранная под диктовку им самим на специальной пишущей машинке. Здесь старец сам заранее избрал местом своего упокоения бывшее тюремное кладбище ("Хочу лежать рядом с мучениками"). Сегодня в сонме новомучеников канонизированы насельник Екатерининского монастыря прпмч. Иоасаф (Крымзин) и священник, окормлявший сестер Красностокского монастыря, сщмч. Ярослав (Савицкий).

          Святыни: частицы мощей вмч. Екатерины, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, мч. Татианы, блаж. Матроны и др. святых; почитаемые иконы Божией Матери "Ченстоховская", свт. Николая Чудотворца, вмч. Екатерины.

СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ СКИТ (с.Битягово)

         Серафимо-Знаменский скит основала в 1910 г. игуменья Ювеналия (с 1916 г. схиигуменья Фамарь).  Строительство скита продолжалось два года, освящен в 1912 г. История скита связана с двумя очень яркими историческими личностями — схиигуменьей Фамарь (грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова или Марджанишвили, +1936), великой княгиней Елисаветой Федоровной (+1918 гг., канонизирована РПЦ в 1992 г.) и митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленский, +1918 г., священномученик). В архитектурно-художественном плане это единственный ансамбль неорусского стиля. В скиту было много значимой символики. Ограда скита задумана как квадрат в 33 сажени — в память о 33 годах земной жизни Иисуса Христа. Скитский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде вокруг храма были расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, — каждый из этих келейных корпусов был посвящен одному из этих апостолов. В скиту должны были жить только 33 сестры — по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Игуменья Ювеналия (матушка Фамарь) была дружна с великой княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской бители в Москве. Обе они рано осознали краткость земной жизни и непредсказуемость большинства событий в ней. Стремились к служению Богу, людям, создали женские общины. В 1918—1919 гг. в Серафимо-Знаменском скиту по благословлению патриарха Тихона игуменья Фамарь укрывала епископа Арсения (Жадановского) и архимандрита Серафима (Звездинского) — оба новомученики. В 1924 г. скит закрыли. Здесь разместили больницу (а с 1965 г. — пионерский лагерь и базу отдыха завода). В 1931 г. матушку Фамарь сослали в Иркутскую область, где она заболела горловой чахоткой. Вскоре после возвращения из ссылки в 1936 г. матушка Фамарь умерла в Подмосковье в возрасте 67 лет. Похоронена в Москве на Введенском кладбище (участок № 14). В 1999 г. здания Серафимо-Знаменского скита вернули РПЦ.

Святыни: почитаемые иконы Божией Матери "Знамение", прп. батюшки Серафима, местночтимая чудотворная икона Божией Матери "Покрывающая"

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (с.Лукино)

         В 1837 г. в селе Старый Ям при церкви свв. мчч. Флора и Лавра была устроена богадельня для лиц женского пола. С 1855 г. богадельне стал активно помогать Иван Степанович, московский юродивый, принявший на себя этот подвиг по примеру Филиппушки, Христа ради юродивого Гефсиманского скита. Святитель Филарет лично опекал богадельню и прислал в дар Иерусалимскую икону Божией Матери, ставшую главной святыней будущей обители. В 1865 г. была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Духовным руководителем сестер стал Иван Степанович, которого считают первым и главным основателем нынешнего монастыря. Вскоре община получила в дар имение в с. Лукино.  Перевести туда общину было поручено архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову) (св. Пимен Угрешский). На территории имения находилась Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1846г. Крестовоздвиженской стала именоваться и община. В 1871-73 гг. был сооружен новый храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, куда поместили главную святыню - Иерусалимскую икону. Здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь совершен первый постриг: настоятельница общины Параскева Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды. К концу 19 в. были сооружены величественный Вознесенский собор и весь комплекс монастырских строений. Радением многочисленных жертвователей монастырь благоукрашался. Сестры наладили образцовое монастырское хозяйство. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли. В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими совхоза "Лукино". Вскоре земли совхоза передали фармацевтическому заводу "Ферейн". В монастыре организовали Дом отдыха. В 1924 г. закрыли собор и разместили в нем клуб. В Крестовоздвиженскую церковь перенесли Иерусалимскую икону. В 1937 г. на Бутовском полигоне расстрелян священник Крестовоздвиженского храма Козьма Коротких. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил... Верующим удалось спасти святыню. Ее перенесли в храм с. Мячково, где она пребывала в течение 50 лет. Во время войны в обители был организован военный госпиталь, после войны - открыли санаторий "Ленинские горки". В 1980 г. здесь разместили Всесоюзный центр реабилитации детей. В 1992г. монастырь был возвращен РПЦ.  

Святыни: частицы мощей - мироточивой главы сщмч. Климента, Папы Римского, вмч. Екатерины и др. святых; почитаемаяикона Божией Матери "Иерусалимская".

ПОДВОРЬЕ НОВО-ДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ (Шубино)

         Церковь Успения Божией Матери в с. Шубино известна с 16в. Ныне существующий храм, выстроенный в 1792 г., знаменит чудотворной иконой «Плач Богородицы над Спасителем по снятии Его с Креста», именуемой в народе «Плакущая» (или «Плакучая»). Сведений о том, когда икона появилась в храме, до нас не дошло. Судя по письму, образ создан на рубеже 18-19 вв. В 1848 г. на окрестные села обрушились эпидемия холеры и засуха. Два месяца не было дождя, возникла угроза голода. И тогда прихожане впервые вынесли «Плакучую» из храма и совершили перед ней молебен. Икона «испросила у Бога такой дождь, который шел с полудня до вечера и был постепенный, и болезнь холера не могла далее поражать чад Божиих». В 1995 г. приход был преобразован в подворье Московского Новодевичьего монастыря. Каждый год 27 июня (н. ст.) тихое село преображается: сюда устремляется поток верующих на праздник чудотворной иконы.