Священномученик Константин Богородский

Память 2 октября

     Константин Алексеевич Голубев родился в 1852 г. в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Отец его скончался, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

    Когда ему исполнилось 24 года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения. Укрепляемый богословскими знаниями, он вступает в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправляется в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием старообрядцев.     

     Константин Алексеевич был уверен, что отход от Православия возможен только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Поэтому его первым делом было основание церковноприходской школы, где он состоял директором и законоучителем.   
     Круг его миссионерской деятельности постепенно расширяется -по благословению Преосвященного Тихона он утверждается учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначается миссионером Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем противораскольнической библиотеки в Вольске.       
     Еще через три года Преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначает его противораскольническим миссионером Саратовской епархии. Здесь с 1876 по 1895 гг. Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более 500 человек, хотя по свидетельству современников их число и "исчислить трудно". 
     Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание Митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), обеспокоенного активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде. Именно сюда, в Богородск, в1895 г. Константин Голубев был определен Митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов. Епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники.

     Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. Протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных - так, он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник.    
     За обращение православных из старообрядчества и сектантства отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 г. он назначается председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 г. он был поставлен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковно-приходской школы, при которой с 1901 г. стал состоять законоучителем.     
     В 1897 г. протоиерей Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.       
     Какими будут женщины в стране, считал он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 г. отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем.     
     В 1901 г. он был избран членом Богородского комитета о народной трезвости. При всех своих обширных начинаниях отец Константин не оставлял миссионерской деятельности и, кроме проповедей в соборе, им по приезде в Богородск было организовано более десяти публичных бесед, как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда.    
     Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья отца Константина была большая, дружная, дети - а их было семеро - воспитывались в строгом православном духе. Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 г.), а младший, Леонид Константинович, окончивший Московскую Духовную Академию, позднее был педагогом, директором средней школы.      
     Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову, часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды Императора Николая был участником торжественных молебствий в Кремле.        
     В1913 г. скончалась супруга отца Константина, матушка Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и, кончины. Перед всенощной дня, когда совершалась память праведного Филарета Милостивого, отец Константин прилег отдохнуть. Ему в тонком сне явился святой Филарет и сказал: "Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна".

     Отец Константин был арестован после одной из всенощных в апреле-мае 1918 г. (по другим сведениям в сентябре-октябре; точную дату ареста установить, к сожалению, невозможно из-за отсутствия архивных документов). Несколько дней отец Константин содержался под арестом в Богородской тюрьме. Из членов его семейства в это время в Богородске жила его дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом Константином - незамужняя дочь Анна.    
     Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священника за время его нахождения в тюрьме, избрали для исповедника казнь мучительную. Отец Константин это понял тогда, когда она началась. Но и тогда он не просил, чтобы его отпустили, но чтобы, уже решив убить, убивали скорее, без того мучительного изуверства, к которому прибегли палачи... 
     О предстоящей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей, и те, кто шли близко, слышали, как отец Константин говорил, вспоминая слова Спасителя: "Не ведают, что творят".

     Расстреляли отца Константина на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым - по свидетельству очевидцев земля над погребенным еще некоторое время "дышала". Впоследствии пришедшие на место расстрела отца Константина закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и концы рясы. Свидетели расстрела священника вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.        
     По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот, однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея и, выстрелив в вошедшую, убил ее, а затем застрелился сам.      
     Многие десятилетия место кончины отца Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска и, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды по убиенному протоиерею. Так память о выдающимся миссионере и мученике дошла да нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля - 20 ноября 1995 г. были открыты нетленные мощи протоиерея Константина, а также останки двух других пострадавших с ним мучеников.        
     В 1996 г. священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 г. - прославлен в лике новомучеников Российских уже для общецерковного почитания. Память его совершается 2 октября (по н.с.). По молитвам сщмч. Константина совершаются чудеса и знамения. Замечено, что особенно он помогает тем, кто, как и он, трудится на ниве духовного просвещения народа и борьбы с ересями и сектами.    
    

Тропарь святому священномученику Константину, глас 4:

     Украшение священников явился еси Константине, / восприем бо крест яко оружие, / проповедию славною устраняя раскол и ереси, / благовествовал еси Иисуса Христа глаголя: / спасайтеся от рода сего развращеннаго. / Сего ради мученическою кровию обагрися славне, / и ныне радуяся с лики ангельскими, / моли Христа Бога Церковь Всероссийскую от ересей и расколов сохранити / и спасти души наша.

Кондак святому священномученику Константину, глас тойже:

     От младенчества к Богу устремився, / благочестия ревнителю и раскола искоренителю, священномучениче Константине, / Христа мужественно исповедав, / жесточайшия мучения приял еси, / Церкви Русския благое украшение, / моли Христа Бога / грехов оставление подати чтущим любовию святую память твою.